Главная / Статьи / Интересные факты о левостороннем и правостороннем движении

Интересные факты о левостороннем и правостороннем движении

Всех автомобилистов мира можно разделить на две категории: одни ездят по левой стороне дороги, другие — по правой. Последних почти в два раза больше, но единства по вопросу правильности направления движения нет. Выбор ведущей полосы в разных странах является крайне интересной темой. В этой статье мы рассмотрим основные исторические предпосылки данной проблемы и законах, действующих в различных регионах мира.

Немного истории

Сегодня не существует единого мнения по поводу того, почему в одних государствах ездят по левой стороне дороги, а в других — по правой. На основании находок археологов можно сделать вывод, что в Древнем Риме движение было левосторонним. Об этом свидетельствуют найденные ими остатки старых каменоломен. Левая колея в них обычно была разбита гораздо сильнее, чем правая.

Позднее во многих государствах стало практиковаться правостороннее движение. С физиологической точки зрения это казалось более удобным, поскольку большинство людей — правши. Данная тенденция также связана с тем фактом, что экипажи, являющиеся в те времена наиболее распространенным видом транспорта, проще направлять на обочину сильной правой рукой. В 1752 году императрица Елизавета подписала указ о введении в России правостороннего движения.

В Великобритании примерно в то же время был издан билль, в соответствии с которым всем транспортным средствам следовало передвигаться по левой стороне Лондонского моста. Нарушители данного регламента должны были выплатить штраф в размере одного фунта серебра. Спустя двадцать лет этот закон стал обязательным для всех английских дорог, в том числе железных, а после этого укрепился на территории британских колоний.

Авто с правым рулемПраворульный автомобиль

Все дело в конструкции

Руль у самых первых автомобилей отличался от современных аналогов. Он представлял собой не колесо, а своеобразный рычаг, внешний вид которого напоминал штурвал корабля, перемещающийся в горизонтальной плоскости. Поскольку у большинства людей рабочей является правая рука, они стали садиться слева, чтобы управлять машиной было удобнее. С появлением в конце XIX века традиционной круглой «баранки» начали возникать споры о том, к какому борту ее нужно смещать.

Сначала рулевое колесо устанавливали справа, ближе к обочине дороги, чтобы выходить из авто было проще. Позже, в связи с возникновением необходимости обгонов конструкцию стали размещать слева, чтобы водителю был лучше виден встречный поток. В 1908 году компания «Ford» выпустила первый серийный автомобиль с современной посадкой и левым рулем.

Лево руля!

В настоящее время левостороннее движение введено во многих странах, таких как:

  • Великобритания.
  • ЮАР.
  • Япония.
  • Сингапур.
  • Австралия.
  • Таиланд.
  • Индия.

Довольно часто возникают ситуации, когда водителю при пересечении границы приходится менять полосу движения. Например, сообщение между правосторонним Лаосом и левосторонним Таиландом осуществляется с помощью специальны сигнальных огней. В некоторых случаях для этой цели сооружаются многоуровневые развязки, как это сделано между Китаем и Макао.

Левостороннее движениеУправление машиной с правым рулем

Формальная сторона вопроса

В 1968 году Венская конвенция утвердила, что въезд на территорию государств с иным расположением полос остается в рамках закона. Однако, этот документ был подписан не всеми странами. Например, в Чили и Австралии использование автомобилей, оснащенных «неправильным» рулем, запрещено, и они после пересечения границы они в обязательном порядке должны быть переоборудованы. Единственным исключением из этого правила являются антикварные машины.

В некоторых государствах, в том числе в Литве и Словакии, регистрация праворульных авто сопряжена с определенными сложностями. Кроме того, перестановка руля обойдется автовладельцам в кругленькую сумму. Но несмотря на это, переоборудование рулевого колеса никак не отражается на размещении педалей, которое является одинаковым во всех странах.

В России количество праворульных автомобилей возрастает по мере перемещения на восток, что обусловлено близостью к Японии, откуда по доступной цене поставляются авто с пробегом. Впрочем, в Санкт-Петербурге, Москве и других городах Центрального региона также есть водители, предпочитающие правый руль, но по большей части это все равно считается экзотикой.