Главная / Статьи / Эволюция дорожных знаков: от судьбоносных камней до 3D — голограмм

Эволюция дорожных знаков: от судьбоносных камней до 3D — голограмм

На всем земном шаре можно насчитать около миллиарда автомобилей, из них в России находится более сорока миллионов. Чтобы движение транспорта было автомобильным, а не броуновским, его регулируют с помощью установки современных дорожных знаков. Например, только в Москве таких регуляторов более ста шестидесяти пяти тысяч.

Первым известным человеком, вводившим в жизнь правила дорожного движения, был правитель Юлий Цезарь. Благодаря его деятельности на многочисленных улицах Рима было одностороннее направление, а управление колесницами было сугубо мужским делом - к самому быстрому транспорту тех времен женщины попросту не допускались.

Первейшими дорожными указателями по праву считаются камни. Огромные глыбы служили ориентирами на обочине дороги, или даже просто ставились в поле. Наверное многие видели запечатленный такой вот камень - указатель на картине известного художника Васнецова "Витязь на распутье".

А вот что-то похожее на целую систему дорожных знаков появилось опять же в Риме (III век до н. э.). Обочины римских дорог были оснащены столбами, которые сообщали о расстоянии до Золотого мильного столба, который указывал на так называемый "нулевой километр" дорог этого государства.

По прошествии двух тысяч лет система указателей появилась и во Франции при известном кардинале Ришелье - для простого ориентирования на парижских улицах стали расставлять кресты - такими вот знаками оснащались перекрестки дорог.

Эволюция дорожных знаков

Знаки в России

А уже при Перте I такие столбы приобретают свою неповторимую диагональную расцветку: черно - белую. Теперь столб "вещал" путнику не только о расстоянии из одного пункта в другой, но и указывал направление.

Во времена Екатерины II в России возникает такое понятие как "верстовая" (столбовая) дорога. На нашем современном языке это означало федеральную трассу, которая была оснащена указателями расстояния единого образца. Верстовых столбов XVIII века, изготовленных из дерева не сохранилось до наших времен, однако каменные остались. Один из таких находится на территории Донского монастыря в Москве с 1972 года, и напоминает всем своим видом колонну или обелиск.

С каждым годом XX века на российских дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Только в 1901 году эта империя насчитывала всего лишь 41 машину, но уже через десять лет количество автотранспорта возросло до пяти с половиной тысяч.

1909 год в Париже ознаменовался первой международной конвенцией по движению автомобилей. Именно там были приняты первые четыре дорожные знака: "перекресток", "резкие повороты", "неровная дорога" и "железнодорожный переезд". Отличие от современных пиктограмм заключалось в подписи нижней части указателя. А сделать их заметнее (например белый фон, очерченный красной каймой) было предложено в 1926 году.

Во времена советской власти, когда начался период массовой миграции народонаселения в города, для регулирования движения потоков пешеходов и транспорта использовали семафоры переносного типа. А с развитием автомобильной промышленности с начала 30 годов в СССР начали появляется и дорожные знаки.

1930 год известен тем, что пересечение московских улиц Петровка и Кузнецкий Мост оснастили вторым, на тот момент в стране, трехцветным электрическим светофором. Разработали его в США для регулирования движения на перекрестках. Первый появился в Ленинграде тремя месяцами ранее. Свет на таком приборе переключался с помощью милиционера. Сейчас столица России оснащена более 2,1 тысячами светофоров.

Привычным и массовым явлением дорожные знаки становятся после Великой Отечественной войны, ведь дороги начали пополнятся не только автомобилями отечественного производства, но и трофейными.

С этого времени дорожные знаки активно эволюционировали, начиная с деревянного щита, на который изображение наносили краской, до металлической светоотражающей пластины. Такие впервые были установлены к московской Олимпиаде - 80.

Знаки в России

Современные дорожные знаки

Изготовление российских дорожных знаков в 2004 году стало использовать систему оптических микропризм. Они схожи с катафотами, что позволяет вернуть водителю еще больше света. Гарантийный период работы данных знаков составляет двенадцать лет, хотя в жизни они могут прослужить гораздо больше.

Правила дорожного движения России описывает более 280 знаков, практически все из которых можно встретить в Москве. Например в последнее время в этом городе увеличилось количество знаков "Осторожно дети", которые имеют более высокий коэффициент светоотражения.

Планируется в ближайшее время оборудовать дорожные знаки столицы специальными подсветками. Это обеспечит их видимость для водителей и пешеходов в ночное время а так же в условиях плохой видимости. Днем такая подсветка будет отключаться.

Современные дорожные знаки

Знаки будущего

Также, одобрена идея установки 3D лазерных голограмм на пешеходных переходах Москвы и Подмосковья. В данное время специалисты этой области прочитывают детали, и планируют провести эксперимент на одном из довольно оживленных перекрестков города Долгопрудного, а так же в Москве на Пятницкой улице.

Лазерный проектор будет укреплен выше светофора, а "зебры" оснащены датчиком движения в рамках проекта "Инновационная дорога". Когда человек будет подходить к дороге - будет появляется 3D - пешеход. Предположительно что водитель будет видеть красную голограмму на том расстоянии, на котором обычно находятся дорожные знаки. А в ночное время яркость будет увеличена. Пешеход будет замечать только абстрактные полосы красного цвета на дороге, а объемную картинку 3D - схемы двигающегося пешехода увидит исключительно водитель автомобиля.