3 основные функции дорожных светофоров
Светофор - одно из основных средств дорожного регулирования. Это его главная задача и ее выполнение позволяет осуществлять три основные функции, полезные для участников движения, такие, как:
- Повышение уровня безопасности.
- Улучшение качества движения.
- Сохранение экологии.
Регулирование светофоры производят на всем протяжении дорожной сети, на участках перегонов, расположенных между пересечениями, и, непосредственно, на самих пересечениях. Без этого инструмента качественная реализация транспортной концепции невозможна, поскольку он обеспечивает безопасность:
- Общественного транспорта.
- Пешеходов.
- Велосипедистов.
Функция 1 - влияние светофора на безопасность
Для достижения качественного уровня безопасности, светофоры размещают на участках с повышенным риском аварийности, при условии, что это поможет снизить этот показатель и добиться четкого регулирования поведения водителей и пешеходов, не наносящего вред их жизни и здоровью.
Это касается следующих случаев концентрации ДТП из-за:
- Большой интенсивности и скорости движения по главной дороге.
- Несоблюдения или спорности правил приоритета проезда.
- Ограниченной видимости и недостаточная пропускная способность.
- Организации движения с поворотом налево при наличии встречного потока.
- Одновременном перемещении транспорта и пересечении полотна пешеходами.
Функция 2 - улучшение качества движения
Большая доля ответственности за установление комфортного проезда лежит на светофорах, размещенных на выъездах. Там устанавливают, так называемые, «заградительные» приборы регулирования, главная задача которых:
- Освобождение целых улиц для приоритетного перемещения общественного транспорта.
- Защита наиболее используемых отрезков от перегрузок (образования заторов).
- Отведение автомобильных потоков от улиц, не предназначенных для большого скопления автомобилей.
Установка и правильная настройка светофорного объекта позволяет подстраиваться под изменяющуюся интенсивность движения на одном и том же отрезке дороги в в разные суточные периоды. Частый пример – плотный транспортный поток по утрам в центр города, вечером - обратно. Для избежания заторов интервал подачи и смены разрешающего сигнала в востребованную сторону в определенное время увеличивается. Кроме того, может быть применено изменение направления полос путем использования реверсивных светофоров. Еще одним инструментом увеличения пропускной способности участка дороги при интенсивном потоке - перевод регулирующего объекта в режим желтого мигания.
Функция 3 - польза для экологии
Уровень вредных выбросов в атмосферу автомобильных выхлопных газов тоже может уменьшен при помощи светофорного регулирования. Для этого, например, применяется «зеленая волна» или адаптивные схемы. Эти инструменты работают на:
- Поддержание однородной скорости потока в пределах допустимого максимума.
- Уменьшение числа остановок.
- Обеспечения равномерного движения через несколько пересечений.
Все эти меры позволяют уменьшить расход топлива, уровень транспортного шума и вредных выбросов, что имеет особенную важность на участках, прилегающих к общественным территориям, а также, характеризующихся большой пешеходной проходимостью. Для их реализации применяются следующие виды светофорного адаптивного регулирования:
- Частично изменяющееся в зависимости от плотного потока в части удлинения фаз или изменения их последовательности.
- Полностью ориентированное на существующий уровень интенсивности движения.
- Режим «зеленая волна» (сетевая координация работы сразу нескольких светофоров).