Главная / Статьи / Классификация и ключевые элементы остановок

Классификация и ключевые элементы остановочных мест для транспорта

Сложно представить себе современное дорожное движение без общественного транспорта и специализированных остановок для него. Они предназначены для высадки и посадки пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев. Всегда являются местом скопления людей, потому должны быть оборудованы всем необходимым для комфортного ожидания.

Из истории

Остановки появились еще в середине XIXвека вместе с зарождением общественного транспорта – омнибуса и конки. Первый из них представлял собой достаточно большую повозку на конной тяге. Был рассчитан на 15-20 человек. Пассажирские места размещались внутри и на крыше экипажа. Впервые запущен во Франции в 1826 году.

Омнибус по праву считается предшественником автобуса. В городах России его активно использовали до Гражданской войны.

Городской омнибус

Конка получила широкое распространение в конце XIXвека и была одним из важных способов передвижения вплоть до начала XXстолетия, когда была сменена транспортом на паровой, электрической или канатной тяге.

Конно-железная дорога представляла собой закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом – «империал». Вагон по путям тянула пара лошадей, на тяжелых участках к ним подпрягали еще двух. За управление отвечал кучер. Конка считается предшественником современного трамвая.

Остановки в то время были по требованию и редко имели четкое расположение. Основным ориентиром выступал маршрут, обозначавшийся заранее. Позднее, с развитием городской сети, на транспорте появились номерные знаки, что во многом упростило пользование и перемещение по городу. Появление крытых остановочных мест связано с модернизацией средств передвижения, что произошло уже в XX веке.

Городская остановка для транспортаОткрытая остановка для транспорта

Ключевые элементы остановок

Современные остановочные павильоны во многом отличаются от своих предшественников высокой практичностью, интересными дизайнами и оснащенностью. Основным назначением подобных мест остается создание комфортных условий для ожидания транспорта. Данные участки включают в себя:

  • Площадь для подъезда и посадки;
  • Пешеходные переходы;
  • Павильон;
  • Фонари и иные виды освещения;
  • Скамьи;
  • Мусорные урны;
  • Часть тротуара.

На трассах и в местах, где транспорт ходит с большими интервалами, оборудуются туалеты.

Классификация остановок

Существует несколько вариантов деления в зависимости от требований к размещению, вместимости и предназначению. На выбор влияют ландшафт, пассажиропоток, район. Исходя из этого подбирается и функционал, типов оснащенности.

По назначению

  • Постоянные – все виды транспорта прибывают по расписанию, останавливаются в обязательном порядке;
  • По требованию – пассажиры сами указывают водителю где остановиться или нажимает специальную кнопку. Чаще всего такие места не оснащаются навесами и знаками, а если они и есть, то к названию населенного пункта или улицы дописывается примечание;
  • Полупостоянные – образуются, если пассажиропоток не постоянен и активность наблюдается только в определенные часы;
  • Фальшивые – характерны для медицинских учреждений, где содержатся пациенты с заболеваниями краткосрочной памяти;
  • «Умные» – с современным электронным оборудованием.

Постоянная остановкаБольшая остановка

По вместимости

  • Малой – 5-10 пассажиров;
  • Средней – 10-20 человек;
  • Большой – свыше 20.

По объемно-планировочным признакам

  • Закрытого типа с кассой и местом ожидания – характерны для деревень и сел;
  • Полузакрытые – в наличии крытое помещение (банкомат или киоск) или просто стены с трех сторон;
  • Открытые – с крышей, но без ограждений.

В современном мире остановкам предается большое значение – повышается функциональность, меняются дизайны и оснащенность. Это позволяет с комфортом провести время ожидания транспорта, а также безопасно сойти или сесть на нужный автобус, троллейбус, трамвай. А благодаря яркому и стильному оформлению некоторых вариантов города и поселения становятся ярче и привлекательнее.