Классификация и ключевые элементы остановочных мест для транспорта
Сложно представить себе современное дорожное движение без общественного транспорта и специализированных остановок для него. Они предназначены для высадки и посадки пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев. Всегда являются местом скопления людей, потому должны быть оборудованы всем необходимым для комфортного ожидания.
Из истории
Остановки появились еще в середине XIXвека вместе с зарождением общественного транспорта – омнибуса и конки. Первый из них представлял собой достаточно большую повозку на конной тяге. Был рассчитан на 15-20 человек. Пассажирские места размещались внутри и на крыше экипажа. Впервые запущен во Франции в 1826 году.
Омнибус по праву считается предшественником автобуса. В городах России его активно использовали до Гражданской войны.
Конка получила широкое распространение в конце XIXвека и была одним из важных способов передвижения вплоть до начала XXстолетия, когда была сменена транспортом на паровой, электрической или канатной тяге.
Конно-железная дорога представляла собой закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом – «империал». Вагон по путям тянула пара лошадей, на тяжелых участках к ним подпрягали еще двух. За управление отвечал кучер. Конка считается предшественником современного трамвая.
Остановки в то время были по требованию и редко имели четкое расположение. Основным ориентиром выступал маршрут, обозначавшийся заранее. Позднее, с развитием городской сети, на транспорте появились номерные знаки, что во многом упростило пользование и перемещение по городу. Появление крытых остановочных мест связано с модернизацией средств передвижения, что произошло уже в XX веке.
Ключевые элементы остановок
Современные остановочные павильоны во многом отличаются от своих предшественников высокой практичностью, интересными дизайнами и оснащенностью. Основным назначением подобных мест остается создание комфортных условий для ожидания транспорта. Данные участки включают в себя:
- Площадь для подъезда и посадки;
- Пешеходные переходы;
- Павильон;
- Фонари и иные виды освещения;
- Скамьи;
- Мусорные урны;
- Часть тротуара.
На трассах и в местах, где транспорт ходит с большими интервалами, оборудуются туалеты.
Классификация остановок
Существует несколько вариантов деления в зависимости от требований к размещению, вместимости и предназначению. На выбор влияют ландшафт, пассажиропоток, район. Исходя из этого подбирается и функционал, типов оснащенности.
По назначению
- Постоянные – все виды транспорта прибывают по расписанию, останавливаются в обязательном порядке;
- По требованию – пассажиры сами указывают водителю где остановиться или нажимает специальную кнопку. Чаще всего такие места не оснащаются навесами и знаками, а если они и есть, то к названию населенного пункта или улицы дописывается примечание;
- Полупостоянные – образуются, если пассажиропоток не постоянен и активность наблюдается только в определенные часы;
- Фальшивые – характерны для медицинских учреждений, где содержатся пациенты с заболеваниями краткосрочной памяти;
- «Умные» – с современным электронным оборудованием.
По вместимости
- Малой – 5-10 пассажиров;
- Средней – 10-20 человек;
- Большой – свыше 20.
По объемно-планировочным признакам
- Закрытого типа с кассой и местом ожидания – характерны для деревень и сел;
- Полузакрытые – в наличии крытое помещение (банкомат или киоск) или просто стены с трех сторон;
- Открытые – с крышей, но без ограждений.
В современном мире остановкам предается большое значение – повышается функциональность, меняются дизайны и оснащенность. Это позволяет с комфортом провести время ожидания транспорта, а также безопасно сойти или сесть на нужный автобус, троллейбус, трамвай. А благодаря яркому и стильному оформлению некоторых вариантов города и поселения становятся ярче и привлекательнее.