Главная / Статьи / Ремень безопасности: от истории к современности

Ремень безопасности: от истории к современности

В настоящее время в современном автомобиле существует множество систем безопасности водителей и пассажиров. Одним из средств пассивной безопасности людей, находящихся в автомобиле, является ремень безопасности.

История создания

Говоря об истории возникновения ремней безопасности, стоит отметить что впервые он был описан сэром Джорджом Кейли в 1800 году. Этот английский инженер хотел использовать ремень безопасности для удержания пилота в кресле создаваемого летательного аппарата. Но только спустя более чем 50 лет, в 1853 году, он опробовал на своем кучере изобретенный им большой планер. Позже упоминание о ремне безопасности встречается в работах Эдварда Клэгхона, а в 1885 году он получил патент на созданное им устройство, в котором было указано следующее: "...разработан с целью обеспечения безопасности водителя транспортного средства путем крепления крюков и других элементов устройства к неподвижному объекту...”. По его задумке ремень работал следующим способом: водитель должен был одеть на себя пояс, а после расположения в сидении транспортного средства пристегнуть себя к нему при помощи специально установленных карабинов.
Первый образец ремня безопасностиСовременный ремень безопасности
Позже в начале 50-х годов 20 века, два брата конструктора из Америки Кеннет и Боб Лигоны приобрели патент на их новое изобретение, которое имело 2 точки крепления, обеспечивающие надежную фиксацию туловища водителя. Их изобретением заинтересовался сам Генри Форд, и уже в 1956 году эти ремни начали устанавливать на автомобили Форд в качестве опции. В связи с этим некоторое время считалось, что американские водители стали намного безопаснее, чем остальные. Но вскоре выяснилось, что двухточечные ремни приносят вред в такой же степени как и пользу. Они не гарантировали безопасность в момент столкновения или резком торможении автомобиля. Порой такие ремни даже усугубляли ситуацию и водитель получал куда более серьезные травмы, чем с непристегнутыми ремнями.

Разработка трехточечных ремней

На смену двухточечным ремням пришел шведский трехточечный ремень безопасности, создателем которого был легендарный Нильс Болин. Быстрому введению данного открытия Болин обязан президенту компании Volvo Гуннару Ингеллау, который стремился к созданию самых безопасных автомобилей в мире. Узнав, что в компании конкурентов SAAB работает талантливый инженер-изобретатель, он приложил все усилия, чтобы переманить Болина к себе в компанию. Он предложил ему щедрый оклад и место главного инженера безопасности, от чего Нильс Болин просто не смог отказаться и сразу приступил к разработке "шедевра безопасности".
После года упорной работы, он понял, что наивысшая степень безопасности водителя и пассажира может быть достигнута при помощи использования двух ремней, один из которых наискось пересекает тело водителя, а второй фиксирующий нижнюю часть туловища. А для упрощения конструкции эти два ремня были объединены при помощи одной застежки на уровне бедра. Именно так родился трехточечный V-образный ремень безопасности, который используется и по сей день. Вскоре, в 1959 году, Болин получил патент на свое изобретение.
Но, конечно, при любом открытии и изобретении случаются проколы и неудачи. В начале использования данной конструкции людьми, были случаи срабатывания ремней не так, как надо. Но это была ошибка не изобретателя, а автомобилистов, не умеющих правильно использовать нововведение.
Механизм ремня безопасностиРазработка макета трехточечного ремня безопасности

Дополнительные нововведения

Для достижения наилучшей эффективности системы инженер-изобретатель предпринял следующие шаги:
  • Ремни были грамотно отрегулированы таким образом, чтобы между грудью и лямкой проходило 2 пальца.
  • С целью сключения вероятности возникновения проблем, связанных со слишком тугим натяжением, статистический механизм заменили на инерционный.
  • Систему оснастили специальными преднатяжителями и ограничителями,что обеспечило эффективность и надежность данного приспособления.
“Основная моя заслуга”, - признается талантливый инженер Volvo господин Болин, “в том, что я сумел найти наилучший компромисс между эффективностью работы системы и ее комфортом для водителя и пассажира”.