Главная / Статьи / Железнодорожные знаки: классификация, правила установки

Железнодорожные знаки: классификация, правила установки

Содержание:

1. Документы и регламенты

2. Классификация

3. Содержание ж/д знаков

4. Места и специфика установки

Железная дорога, как и обычная автомагистраль, является местом повышенной опасности. Как и на автомобильных трассах, движение на ней регулируется дорожными знаками. Их применение направлено на обеспечение безопасности железнодорожных служащих, населения, бесперебойной работы служб, обозначения границ. Они делятся на путевые и сигнальные. К первым относят таблички протяженности путей и их профиля, установленные на постоянной основе. К вторым - указатели, что-либо приказывающие определенной части работников дороги, относящиеся к категории условно-видимых. К сигнальным можно отнести знаки границ станции, предельные столбики, отключения и подачи тока, свистка.

Комплекс железнодорожных знаков и светофоров

Документы и регламенты

Нормативные документы, регулирующие область железнодорожного транспорта, действуют на всей территории России, включая Москву, Санкт-Петербург, восточные, южные, сереные, западные регионы. Все промышленные предприятия нашей страны, в чьей деятельности задействованы ж/д подъездные пути необщего пользования, с 2012 года руководствуются ПТЭ - правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. В своем составе они имеют Приложение №7, а именно - Инструкцию по сигнализации на ж/д транспорте РФ. В этом документе прописана единая система звуковых и видимых сигналов, передающих приказы и указания, регламентирующие действия сотрудников при движении поездов и при маневровой работе. В нем же содержится перечисление типов приборов, подающих эти сообщения.

Железнодорожный указатель «Стрелка»

Что касается знаков, устанавливаемых на железнодорожных путях, то их форма, размеры, расположение на них надписей, габариты букв и цифр, регламентированы ГОСТом 8442-65 .

Классификация

Согласно условной классификации ж/д указатели делятся на:

  • Путевые знаки (пикетные, километровые).
  • Сигнальные. Они, в свою очередь, подразделяются на постоянные, постоянные предупредительные, переносные и временные.
  • Особые путевые (указатели на границы полосы отвода, скрытые сооружения земляного полотна, наивысший горизонт вод).
  • Сигнальные предупредительные, устанавливаемые у переездов (подача свистка - знак «С»).

Сигнальный знак подача свистка - «С»

Существуют километровые знаки, имеющие форму столбов, размещаемые с правой стороны путей, в направлении движения (отсчета расстояния). Они окрашены в серый цвет, за исключением нижней и верхней заостренных частей, которые должны быть черными. Число километров указывается на плоской белой табличке на вершине или на самом столбе.

Километровый столбик

Предельные столбики тоже относятся к путевым дорожным знакам. Они устанавливаются в середину межпутья при межосевом расстоянии сходящихся путей равном 4100 мм (для перегонов). Для станционных путей допускается - 3810 мм межу осями, для перегрузочных - 3600 мм.

Содержание ж/д знаков

Правила содержания путевых и сигнальных железнодорожных указателей регламентируют частоту периодической проверки правильности установки, сохранения исправного вида и хорошей видимости. При обнаружении недочетов в этих моментах, знаки подвергаются замене, переносу или обновлению путем повторной окраски.

Указатель на железной дороге

Места и специфика установки

  • Путевые и сигнальные знаки должны быть установлены на главных путях. Первые - справа по направлению движения, вторые - с той же стороны по счету километров.
  • В местах соединения путей и на стрелочных переводах располагаются предельные столбики
  • Границы полосы отвода и наличие скрытых сооружений в земляном полотне обозначается особыми знаками.

Железнодорожный светофор со знаком

Учитывая постоянную непрерывную работу железнодорожного транспорта в круглосуточном режиме, требуется специфический подход к строительству, ремонту и текущему содержанию путей. Главная цель направленных на поддержание правильного функционирования мер, заключается в не нарушении порядка четко отлаженных действий. Чтобы ее достичь необходимо проводить манипуляции с согласованием работ всех служб и стремиться уложиться в максимально короткие сроки. Только настоящим профессионалам своего дела под силу справляться с такой ситуацией, поэтому для них обязательным требованием является высокая квалификация и опыт. Железнодорожные знаки, по сути, можно назвать особенным и точным профессиональным языком, читать и следовать указанием которого - привилегия избранных, вызывающих уважение, специалистов.