Главная / Статьи / Что такое шумовая разметка и зачем она нужна

Что такое шумовая разметка и зачем она нужна

Опасные участки автомобильных дорог, такие как пешеходные переходы, крутые повороты и другие, обычно оборудуют лежачими полицейскими. Эти устройства уже доказали свою действенность. Но у них есть пара недостатков – дорогая себестоимость, а также вред для автомобилей. Если шофер по каким-то причинам не обратил на препятствие внимание и не успел сбавить скорость – может выйти из строя подвеска. Поэтому в 2012 году была предложена альтернатива, носящая название шумовая разметка.

Шумовая разметка

Зачем нужна шумовая разметка

Свое название разметка получила потому, что во время движения по ней машина начинает мелко вибрировать, а из-под колес появляется характерный звук. И это хорошо ощущает и слышит водитель. Таким образом разметка предупреждает, что надо сбавить скорость.

Именно мелкая вибрация не создает угрозы автомобилю, если сравнивать с лежачим полицейским. Когда сидящий за рулем человек по неопытности или по другим причинам игнорировал предупреждение на дороге, то, пролетая шумовую разметку на скорости, его транспортное средство не пострадает.

Поперечная шумовая разметка красного цвета на дороге

Где устанавливают шумовую разметку

Места установки шумовой разметки те же, что и у лежачих полицейских:

  • Перед пешеходными переходами.
  • Поворотами или развилками.
  • Участками трассы, где установлены требования «сбавить скорость».
  • На кривых участках, где радиус меньше, чем это требуют нормативы.
  • Перед железнодорожными нерегулируемыми переездами, где не установлены шлагбаумы.
  • В местах с плохой видимостью.
  • Около детских учреждений: школ, садов, институтов и прочих схожих организаций.
  • На участках, где аварийность имеет повышенный уровень.

В городах шумовые полосы устанавливаются реже, чем на трассах. Все дело в том, что это устройство плохо работает, если скорость движения машины меньше 80 км/ч. То есть вибрация хоть и появляется, но она мало ощутима, а шум еле слышен. Поэтому водитель на них может не среагировать.

Сегодня разметку этого типа стали укладывать и вдоль дорог. Обычно на участках, где обгон запрещен, и у края полотна, около обочины.

Но есть и места, где устройства шумового типа устанавливать запрещено:

  • Мосты.
  • Сужение трассы.
  • Двухполосные дороги, на которых обгон разрешен.
  • Где установлены нормы ограничения звуков.
  • 10 м до перекрестков.

Фрезерованная шумовая разметка на дороге

Разновидности и используемые материалы

Существует четыре разновидности шумовой разметки, которые классифицируются по месту их расположения на дорожном полотне:

  • Поперечные. Как следует из названия, данную разметку монтируют поперек трассы. При этом угол наклона элементов конструкции должен быть направлен вдоль движения транспортного средства. Высота составляет 5-10 мм.
  • Продольные. Их место расположения – разделительные полосы и края дороги. Используются только в том случае, если ширина полотна не меньше 7 м.
  • Краевые. Эту разновидность укладывают на обочине. Цель – привлечь внимание водителя, если он начинает съезжать с дороги. Такое нередко случается, когда шофер заснул за рулем. Вибрация и шум разбудят его.
  • Осевые. Разметку наносят на главную разделительную полосу. Цель – предупредить водителя, что он выезжает на полосу встречного движения.

Существует и другое разделение шумовых полос. В основе лежит материал, из которого устройства изготавливаются. Здесь также четыре позиции:

  • Высокопрочный термопластик или полимер холодного вида. Изготавливается в виде блоков шириною 10-15 см. Их укладывают с небольшими промежутками.
  • Материалы противоскользящего типа. Это конструкция из одного блока, длина которого равна ширине дорожного полотна, а монтаж производиться без зазоров.
  • Фрезерование. Для этого используется сам асфальт, лежащий как покрытие трассы. В нем делают углубления размером 10-20 мм, все зависит от толщины самого покрытия. Длина пазов варьируется в диапазоне 10-20 см, ширина 30-40 см.
  • Скобы. Эти стальные приспособления обычно монтируют на дорогах, покрытых железобетонным материалом. Поперечно их не устанавливают, только продольно.

Необходимо добавить, что технологию фрезеровки можно использовать для формирования и продольных, и поперечных шумовых полос. Пластик и противоскользящие элементы устанавливаются только поперечно.

Есть еще одна разновидность, которая носит название «структурная». Представляет собой небольших размеров элементы, изготовленные из холодного полимера или термопластика. Их наносят на дорожное полотно по отдельности на необходимом участке. По внешнему виду они напоминают застывшие капли. Обычно монтаж производят полосами с определенным размером зазоров между элементами.

Технология нанесения – это всегда применение специальной техники независимо от вида шумовой разметки. От соответствующего технического оснащения зависит качество работы. Никакого ручного труда. Монтажом должны заниматься только дорожные службы.

Сегодня одной из передовых технологий является спреевое нанесение пластика, который окрашивается экструдерным способом – безвоздушным.

Поперечная шумовая разметка на дороге

Требования к шумовой разметке

Для шумовой разметки был разработан ГОСТ под номером Р526052006. В нем обозначены следующие правила:

  • Для окрашивания используются только высококачественные материалы яркого цвета, чтобы полоса была хорошо видна издалека, при любой погоде и в любое время суток.
  • Высокая безопасность проезда, особенно это относится к подвеске автомобиля.
  • Не применять материалы, которые увеличивают скольжения колес по устройству, особенно при торможении.
  • Установка проводится только на участках дорог, обозначенных выше.

Как показывает опыт, шумовая разметка на самом деле эффективный вариант повысить безопасность на дорогах. Он почти в два раза дешевле лежачих полицейских. А это значительная экономия денежных бюджетных средств, потому что дорог в регионах много, и на каждую приходится укладывать по несколько десятков или сотен приспособлений. Но, чтобы гарантировать высокое качество изделия, необходимо использовать высококачественные материалы и красители, а также точно соблюдать монтажную технологию.